Дата: 18.05
время: 17.00 – 18.20
Лекция – «Балет Абсурда»
Лектор: Елизавета Мирошникова
От «Парада» до «Отмены» - провокационный путь от реализма к инстантанеизму, от кубизма к дада – новые территории, новая эстетика, новый скандал.
18 мая 1917 года в театре Шатле в исполнении труппы Русского балета состоялась премьера балета «Парад». На спектакле случился большой скандал, сопровождавшийся дракой в зрительном зале. Легкомысленный и дерзкий балет Э. Сати, Ж. Кокто, П. Пикассо и Л. Мясина был одновременно и вызовом настоящему – война еще не закончилась, а у С. Дягилева вовсю веселятся; и прощанием с прошлым – довоенный мир, который по меткому выражению В.Гаевского балет «Парад» и «пародировал», ушел безвозвратно; и предвестником будущего – в балете наметились темы и образы искусства почти всего XX века. «Парад» можно назвать первым «настоящим» балетом Эрика Сати – одного из самых эпатажных персонажей французской художественной сцены рубежа XIX – XX веков. Последним же, и не менее, если не более, скандальным и абсурдным с точки зрения зрителей и критиков, стал балет «Отмена спектакля», премьера которого состоялся 4 декабря 1924 года, за полгода до смерти Эрика Сати. «Отмена спектакля» - эксперимент, поставленный Ф. Пикабия, Э. Сати и труппой «Шведских балетов», при участии Р. Клера, М. Дюшана и М. Рея, свободный поиск новых форм и выразительных средств, своеобразное завещание Эрика Сати.